Рекомендации

Общественной палаты Российской Федерации
по итогам совещания на тему: «Система поддержки развития жилищных некоммерческих объединений граждан в рамках реализации

Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ

«О содействии развитию жилищного строительства»

 

25 октября 2022 года                                                                          город Москва

 

В Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам состоялось совещание на тему «Система поддержки развития жилищных некоммерческих объединений граждан в рамках реализации Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – совещание, мероприятие, дискуссия).

В совещании приняли участие члены Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, акционерного общества «ДОМ.РФ», а также профессионального, научного и экспертного сообществ.

Участники мероприятия обсудили текущие проблемы сферы индивидуального жилищного строительства в контексте поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей и стратегических задач по обеспечению граждан жильем и улучшению жилищных условий и сформулировали предложения, направленные на развитие данной сферы, в том числе посредством развития института жилищно-строительных кооперативов.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В соответствии с частью 2 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и от 21 июля 2020 года № 474 установлены национальные цели и стратегические задачи по обеспечению доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов, улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год.

Участники мероприятия обратили внимание, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, за 2021 год[1] из 92 млн. м2 общей площади жилых помещений 49,1 млн. м2 (53 %) составляют индивидуальные жилые дома, которые были введены населением за счет собственных и привлеченных средств. Хотя часть указанной площади приходится на регистрацию уже построенных жилых домов в рамках так называемой «дачной амнистии»[2], как заметили участники дискуссии, сектор индивидуального жилищного строительства демонстрирует рост с 2016 года: так, в 2016 году общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов составила 31,8 млн. м2, тогда как в 2021 – уже 49,1 млн. м2.

По мнению экспертов, рост доли индивидуальной жилой застройки в структуре вводимого жилищного фонда объясняется высокой заинтересованностью российских граждан в собственных домах. Согласно результатам проведенного акционерным обществом «Всероссийский центр изучения общественного мнения» исследования из общего числа опрошенных только 28 % хотели бы жить в квартире в многоквартирном доме, тогда как 68 % респондентов высказались о желании жить в собственном доме (в том числе в коттеджном поселке или в таунхаусе)[3].

Участники совещания выразили уверенность, что строительство доступного и комфортабельного индивидуального жилья может оказать существенный вклад в достижение поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей и задач по увеличению объемов жилищного строительства и улучшению жилищных условий. Вместе с тем в настоящее время сохраняется ряд проблем, препятствующих активному развитию сферы индивидуального жилищного строительства.

В настоящее время преобладающей формой жилищного строительства в городских агломерациях являются многоквартирные дома, которые, с учетом ограниченной площади предоставленных под строительство земельных участков, позволяют застройщикам реализовать большое количество квартир и извлечь наибольшую прибыль. Для граждан определяющим фактором при выборе жилья в многоквартирных домах является наличие развитой городской инфраструктуры: объектов образования, здравоохранения, культуры и досуга, а также возможности трудоустройства.

Населенные пункты, расположенные в удалении от крупных городских агломераций, по причине недостаточности развития инфраструктуры уступают городам в привлекательности проживания, поэтому строительство многоквартирных домов в них становится экономически нецелесообразным. С учетом изложенного на государственном уровне принимаются различные шаги по обеспечению инфраструктурой удаленных населенных пунктов и стимулированию индивидуального жилищного строительства.

Согласно Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р, далее – Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ) территории под жилищное строительство обеспечиваются социальной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов, предусмотренных федеральным проектом «Инфраструктурное меню»[4]. В частности, одним из таких инструментов являются инфраструктурные бюджетные кредиты, выдаваемые на возвратной основе на срок не менее 15 лет по ставке 3 % с условием начала погашения на третий год после его получения[5]. В целях реализации инфраструктурных проектов в отношении 2023 года принято решение о выделении регионам в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов 250 млрд. рублей в дополнение к уже предусмотренному финансированию[6].

Кроме того, как отметил Президент Российской Федерации Путин В.В. на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 15  декабря 2022 года, с 2023 года запланирована к реализации обширная программа по строительству и ремонту систем жилищно-коммунального хозяйства: в течение десяти лет планируется привлечь в эту сферу не менее 4,5  трлн. рублей, в том числе со стороны государства на программу предусмотрено 30 млрд. рублей в 2023 году и 100 млрд. рублей в 2024 году[7].

Отметив позитивное значение реализуемых в настоящее время и запланированных к реализации мер государственной поддержки развития инфраструктуры, участники совещания выразили консолидированное мнение о необходимости продолжения интенсивной работы на данном направлении, в том числе путем расширения финансирования проектов по развитию инфраструктуры в субъектах Российской Федерации.

В части индивидуального жилищного строительства существенной проблемой, которой участники совещания уделили пристальное внимание, является недостаточность денежных средств, в том числе заемных, для его осуществления населением.

Эксперты подчеркнули, что в настоящее время Росстатом отмечается стабильный рост средней фактической стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых зданиях в Российской Федерации: в 2021 году в городской местности она составила 49,4 тыс. рублей (рост на 4,5 тыс. рублей по сравнению с 2020 годом), в сельской местности – 46,4 тыс. рублей (рост на 5,9 тыс. рублей по сравнению с 2020 годом)[8].

При этом по состоянию на 2021 год[9] численность населения с денежными доходами ниже границы бедности составила 16,1 млн. человек (11 % от населения Российской Федерации), а 82 % населения имеют доходы ниже 60 тыс. руб. Согласно данным выборочного обследования бюджетов домохозяйств, проведенного Росстатом во втором квартале 2022 года[10], подавляющая часть опрошенных домохозяйств (97,4 %) оценила свои финансовые возможности по приобретению квартиры отрицательно.

Участники совещания резюмировали, что в настоящее время с учетом необходимости обеспечения населения жильем и улучшения жилищных условий назрела объективная необходимость расширения поддержки индивидуального жилищного строительства, в том числе посредством добровольных некоммерческих объединений граждан в форме жилищно-строительных кооперативов[11].

По замечанию экспертов, ключевым преимуществом индивидуального жилищного строительства и строительства в составе жилищно-строительных кооперативов является тот факт, что застройщики заинтересованы в удовлетворении своих жилищных потребностей и не преследуют цель извлечения коммерческой прибыли. При этом имеется возможность личного трудового участия, а также оптимизации финансовых и организационных аспектов строительства при выстраивании отношений со сторонними организациями – поставщиками материалов, работ и услуг. В результате, по мнению участников мероприятия, при сопоставимом метраже жилой площади стоимость построенного жилья на 30-50 % ниже стоимости готового жилья от профессионального застройщика в условиях рынка.

Участники совещания дополнительно подчеркнули, что обозначенные преимущества жилищно-строительных кооперативов также актуальны и при строительстве многоквартирных домов и домов блокированной застройки, стоимость жилья в которых как правило также существенно ниже стоимости готовых квартир от застройщиков.

В целях практической реализации положений Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, предусматривающей развитие индивидуального жилищного строительства (подраздел третий «Развитие индивидуального жилищного строительства» раздела VI «Новые жилищные возможности») участники дискуссии согласились с целесообразностью разработки и утверждения дорожной карты, детализирующей мероприятия по поддержке индивидуального жилищного строительства, в том числе в составе жилищно-строительных кооперативов, и сроки их осуществления.

Кроме того, для оперативной координации органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, мониторинга эффективности мер государственной поддержки в сфере индивидуального жилищного строительства и анализа успешных региональных практик по развитию территорий участники дискуссии предложили рассмотреть возможность создания соответствующей рабочей группы[12] с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, представителей профессионального, научного и экспертного сообщества.

В рамках предлагаемой дорожной карты, с учетом текущих промышленно-технологических, экономических, организационных и социальных особенностей сферы индивидуального жилищного строительства представляется необходимым учесть следующие предложения.

  1. Утверждение нескольких (3-5 ед.) стандартизированных проектов индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки на основе доступных для граждан домокомплектов.

Как отметил Президент Российской Федерации Путин В.В. на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
15 декабря 2022 года, одной из ключевых задач на 2023 год является укрепление технологического суверенитета страны и опережающий рост обрабатывающей промышленности[13].

В ходе мероприятия участники согласились, что перспективным материально-техническим решением проблемы высокой стоимости строительства жилья является строительство индивидуальных жилых домов на основе стандартизированных проектов и домокомплектов. При данном подходе на промышленном предприятии осуществляется производство предусмотренного проектной документацией набора деталей, изделий и материалов, который комплектно приобретается потребителем и доставляется на место строительства, где осуществляется последующая сборка (монтаж) жилого дома своими силами или с привлечением иных лиц и организаций для наиболее сложных работ.

По замечанию экспертов, применение стандартизированных проектов и домокомплектов индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки, помимо существенного сокращения стоимости и сроков строительства вследствие массовости и стандартизации производства, обеспечит единообразие качества строящего жилья. В свою очередь, это увеличит ликвидность таких жилых домов и упростит оценку банками стоимости и рисков жилищного строительства.

С учетом изложенного участники совещания предложили рассмотреть вопрос разработки и утверждения нескольких (3-5 ед.) стандартизированных проектов индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки на основе домокомплектов из производимых на территории Российской Федерации и доступных для граждан строительных материалов.

  1. Апробирование технологий строительства на основе стандартизированных домокомплектов и координация строительства своими силами и в составе жилищно-строительных кооперативов на уровне отдельных муниципальных образований.

В ходе совещания эксперты обратили внимание, что в настоящее время во многих муниципальных образованиях имеются возможности и потребность застройки небольших (до 5 га) территорий индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки.

В связи с этим было предложено осуществить на отдельных территориях муниципальных образований в различных субъектах Российской Федерации апробацию стандартизированного индивидуального и блокированного жилищного строительства на основе домокомплектов своими силами и в составе жилищно-строительных кооперативов.

В настоящее время ряд муниципальных образований[14] выразили заинтересованность в реализации проектов стандартизированного индивидуального и блокированного домостроения на основе домокомплектов, в рамках которых соответствующие технологии могут быть апробированы на предмет их финансовой доступности для населения, энергоэффективности, долговечности, экологичности и иных характеристик с целью дальнейшего внедрения в других муниципальных образованиях.

Для успешного освоения соответствующих территорий также представляется необходимой координация всех заинтересованных лиц, в особенности производителей строительных материалов, которые с учетом их транспортной доступности (не более 100 км от места строительства) могли бы наладить производство соответствующих домокомплектов.

В связи с этим участники совещания предложили рассмотреть вопрос включения в состав ассоциаций глав муниципальных образований местных производителей строительных материалов, а также экспертов в сфере индивидуального и кооперативного жилищного строительства и разработки (внесения изменений) и реализации муниципальных программ жилищного строительства на основе преимуществ индивидуального и кооперативного домостроения с задействованием всех доступных ресурсов институтов, осуществляющих функции в сфере развития индивидуального и кооперативного жилищного строительства[15].

Участники совещания отметили возможность частичного использования накопленного опыта возведения жилого фонда силами будущих жильцов в советский период («горьковский метод»[16], молодежные жилые комплексы[17]) в части сокращения издержек в рамках современного и технологичного индивидуального и кооперативного жилищного строительства за счет активного участия будущих жильцов в рабочих процессах.

В целях обеспечения безопасности строительных работ и возводимых жилых домов видится необходимым формирование у заинтересованных в строительстве своими силами граждан соответствующих базовых знаний и компетенций в области строительства, которые включают в частности:

выбор или формирование оптимального проектного решения дома;

– материально-технические (технологические) особенности строительства: выбор и применение современных материалов, технологий и оборудования, обеспечение безопасности при проведении работ, соблюдение строительных норм и правил, надлежащая эксплуатация жилых домов и сетей инженерно-технического обеспечения;

организационно-правовые аспекты: получение земельных участков для жилищного строительства, создание жилищно-строительных кооперативов и утверждение внутренней документации, взаимодействие с органами местного самоуправления, подрядными и ресурсоснабжающими организациями;

экономическую оптимизацию процессов строительства: рациональное использование финансовых, в том числе заемных средств, подключение имеющихся трудовых ресурсов, рациональное привлечение к отдельным работам третьих лиц и организаций.

В целях формирования у населения обозначенных знаний и компетенций, а также в целом популяризации индивидуального и кооперативного жилищного строительства своими силами участники совещания предложили рассмотреть возможность создания соответствующих региональных и (или) муниципальных обучающих центров, которые, в частности, могут быть образованы на базе обозначенных выше Экспериментальных технополигонов.

Кроме того, видится необходимым информирование населения посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о возможностях индивидуального и кооперативного жилищного строительства путем размещения соответствующей информации и материалов на веб-порталах органов местного самоуправления, на платформе акционерного общества «ДОМ.РФ», а также в рамках ассоциаций муниципальных образований и организаций в сфере индивидуального и кооперативного жилищного строительства.

  1. Субсидирование производителей домокомплектов из минеральных строительных материалов и расширение поддержки производителей российского оборудования для производства строительных материалов.

В ходе дискуссии эксперты обратили внимание, что внешнее экономическое давление и санкционные ограничения в отношении российской отрасли промышленности строительных материалов затрагивают преимущественно иностранное оборудование, используемое для производства строительных материалов, а также узкую номенклатуру отделочных материалов премиального сегмента.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», направленная на развитие промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынках (далее – Программа развития промышленности). В частности, Приложением № 3 к Программе развития промышленности предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности.

Кроме того, в настоящее время в целях развития деревянного домостроения в рамках Программы развития промышленности за счет средств федерального бюджета осуществляется субсидирование производителей деревянных домокомплектов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидки физическим лицам на покупку таких домокомплектов[18]. Субсидия предоставляется на деревянные домокомплекты стоимостью до 3,5 млн. рублей в размере не более 10 %.

С учетом изложенного участники совещания единогласно высказались о целесообразности распространения механизма субсидирования производителей деревянных домокомплектов и на производителей минеральных домокомплектов. Кроме того, в целях дальнейшего развития отрасли промышленности строительных материалов участники совещания предложили рассмотреть вопрос оказания дополнительной поддержки организациям – производителям российского оборудования, используемого для производства строительных материалов.

  1. Совершенствование механизмов кредитования членов жилищно-строительных кооперативов.

Хотя доля жилых домов всех типов, введенных жилищно-строительными кооперативами в 2021 году, составляет всего 0,8 % от общего объема введенного жилого фонда и остается незначительной на протяжении последних 8 лет (0,5-1,2 %)[19], кооперативное жилищное строительство, по мнению участников мероприятия, имеет большой социально-экономический потенциал с точки зрения обеспечения жильем и улучшения жилищных условий семей со средним и низким достатком.

В частности, в целях обеспечения предусмотренных категорий граждан жильем[20] Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) закреплено право таких граждан на однократное включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительного кооператива, и однократное вступление в члены такого кооператива (часть 3 статьи 16.5).

При этом для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, объектов индивидуального жилищного строительства и объектов инженерной инфраструктуры Федеральным законом № 161-ФЗ предусмотрен механизм безвозмездной передачи акционерным обществом «ДОМ.РФ» таким кооперативам земельных участков из федеральной и неразграниченной собственности (часть 1 статьи 16.5 Федерального закона № 161-ФЗ)[21]. В целях регламентации деятельности жилищно-строительных кооперативов и отношений, складывающихся между их членами, Правительством Российской Федерации утвержден Типовой устав жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации[22].

При вступлении в жилищно-строительный кооператив гражданин уплачивает вступительный и паевые взносы в счет оплаты пая – права требования члена кооператива на предоставление в пользование, а после оплаты пая полностью – в собственность доли в общем имуществе кооператива, равноценной сумме всех внесенных (подлежащих внесению) членом кооператива паевых взносов, размер которой определяется в зависимости от размера общей площади жилого помещения и его конструктивных характеристик (жилой дом, часть жилого дома, квартира в многоквартирном доме, количество комнат и др.)

По мнению участников совещания, в настоящее время существенной проблемой для развития института жилищно-строительных кооперативов остается низкая доступность заемных средств в рамках программ кредитования для граждан, вступивших или желающих вступить в жилищно-строительные кооперативы, вследствие правовой неопределенности залога пая в качестве способа обеспечения кредитного договора.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета (утвержден Президентом Российской Федерации 1 июня 2016 года № Пр-1138ГС) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить развитие различных форм кооперации для строительства жилья, в том числе жилищно-строительных кооперативов, а также внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих залог паев членов таких кооперативов для привлечения кредитных средств.

В целях решения проблемы отсутствия однозначного правового регулирования залога паев жилищно-строительных кооперативов Правительством Российской Федерации в 2017 году внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) законопроект[23], предусматривающий закрепление понятия паенакоплений, как прав требования и возможность передачи права на паенакопление в залог, а также публичность такого залога. Вместе с тем в ходе рассмотрения Государственной Думой из законопроекта были исключены соответствующие положения в части залога паенакоплений в связи с наличием ряда замечаний принципиального характера.

В частности, Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям представлены замечания к законопроекту о возможных рисках роста числа недобросовестных практик в сфере кооперативного строительства и дезорганизации деятельности жилищно-строительных кооперативов.

Участники совещания отметили, что вопрос формирования механизмов поддержки жилищно-строительных кооперативов, в том числе рынка ипотечного кредитования под залог паенакоплений, был позднее включен в Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года (утвержден Правительством Российской Федерации 7 мая 2019 года № 4043п-П13), а Минстроем России подготовлен соответствующий законопроект[24] (также не был принят).

Отмечая новые обстоятельства и вызовы, с которыми столкнулась отрасль жилищного строительства в 2022 году, участники совещания в целях развития рынка кредитования и увеличения доступности заемных средств для членов жилищно-строительных кооперативов предложили вернуться к обозначенному вопросу и рассмотреть целесообразность закрепления в российском законодательстве процедуры залога паев членов жилищно-строительных кооперативов.

  1. Применение льготного кредитования при строительстве индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки в рамках жилищно-строительных кооперативов.

По замечанию участников совещания, в настоящее время ключевым инструментом поддержки индивидуального жилищного строительства является льготная ипотека. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2020 года № 566 утверждены Правила возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил заемщики могут воспользоваться льготной ипотекой при приобретении индивидуальных жилых домов, жилых помещений в домах блокированной застройки, а также при строительстве индивидуальных жилых домов на земельных участках силами подрядных организаций или своими силами.

Кроме того, в рамках льготной ипотеки заемщики могут приобретать у юридических лиц жилые помещения, находящиеся на этапе строительства, по договорам участия в долевом строительстве (договорам уступки права требования по договорам участия в долевом строительстве) в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ).

Аналогичная возможность льготного кредитования при приобретении жилых помещений на этапе строительства и соответствующих земельных участков по договорам участия в долевом строительстве (договорам уступки прав требования по договорам участия в долевом строительстве) предусмотрена и в рамках других востребованных льготных программ: сельской ипотеки[25], семейной ипотеки[26], IT-ипотеки[27].

Вместе с тем участники совещания отметили, что в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 214-ФЗ, наряду с договором участия в долевом строительстве привлечение денежных средств, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию, осуществляется жилищно-строительными кооперативами, в том числе созданными в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.

В настоящее время программы льготного кредитования, обозначенные выше, не предусматривают возможности льготного кредитования членов жилищно-строительных кооперативов, что, по мнению участников совещания, является определенным препятствием для дальнейшего развития жилищно-строительной кооперации. В связи с этим участники дискуссии предложили рассмотреть возможность внесения в законодательство изменений, распространяющих действие программ льготного кредитования на членов жилищно-строительных кооперативов, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки.

На основании вышеизложенного, учитывая высокую социальную значимость обеспечения граждан Российской Федерации комфортным и современным жильем и улучшения их жилищных условий, в целях развития сферы индивидуального жилищного строительства Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Правительству Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

  1. Реализации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» механизма субсидирования производителей домокомплектов из минеральных строительных материалов по аналогии с субсидированием производителей деревянных домокомплектов[28] и оказания дополнительной поддержки организациям – производителям российского оборудования, используемого для производства строительных материалов.
  2. Разработки и утверждения дорожной карты по развитию индивидуального жилищного строительства на основе домокомплектов и технологий строительства своими силами и создания рабочей группы по координации органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления в сфере индивидуального жилищного строительства.
  3. Проработки вопроса целесообразности регламентации в законодательстве Российской Федерации залога паев членов жилищно-строительных кооперативов при заключении кредитных договоров.
  4. Внесения в законодательство изменений, распространяющих действие программ льготного кредитования на членов жилищно-строительных кооперативов, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки.
  5. Расширения финансирования проектов по развитию социальной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, руководителям высших исполнительных органов государственной власти во взаимодействии с главами муниципальных образований рассмотреть возможность:

  1. Утверждения стандартизированных проектов индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки на основе домокомплектов и их апробации на согласованных территориях муниципальных образований.
  2. Разработки (внесения изменений) и реализации муниципальных программ жилищного строительства на основе преимуществ индивидуального и кооперативного домостроения с активным привлечением заинтересованных граждан и задействованием ресурсов институтов, осуществляющих функции в сфере развития индивидуального и кооперативного жилищного строительства.
  3. Включения в состав ассоциаций глав муниципальных образований местных производителей строительных материалов, а также экспертов в сфере индивидуального и кооперативного жилищного строительства с участием заинтересованных производителей строительных материалов, представителей профессионального, научного и экспертного сообществ в целях реализации проектов индивидуального и кооперативного жилищного строительства на территориях соответствующих муниципальных образований.
  4. Формирования региональных и (или) муниципальных обучающих центров в сфере индивидуального и кооперативного жилищного строительства, размещения соответствующих информационных материалов на веб-порталах органов местного самоуправления.

 

[1] https://rosstat.gov.ru/folder/14458

[2] В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

[3] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/idealnoe-zhile-glazami-rossijan

[4] https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/139872/ , https://minstroyrf.gov.ru/press/infrastrukturnye-byudzhetnye-kredity-pomogut-razvitiyu-regionov-/

[5] http://government.ru/news/42869/

[6] https://www.kommersant.ru/doc/5722055 , https://realty.interfax.ru/ru/news/articles/141625/ , https://rg.ru/2022/12/15/putin-nazval-shest-kliuchevyh-zadach-dlia-ekonomiki-rossii-na-2023-god.html

[7] http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/69045 , http://kremlin.ru/events/president/news/70086

[8] https://rosstat.gov.ru/folder/14458

[9] https://rosstat.gov.ru/folder/13723

[10] https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13271

[11] В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.

[12] Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2008 года № 632 образована Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в целях содействия развитию жилищного строительства и территорий. По аналогии участники совещания предложили оценить целесообразность создания рабочей группы со специализацией по индивидуальному жилищному строительству в рамках указанной Правительственной комиссии.

[13] Производство различных разновидностей строительных материалов отнесено к обрабатывающему производству в соответствии с «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утвержден приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст).

[14] Например: сельское поселение «Село Барятино» Барятинского района Калужской области, городское поселение Вязники Вязниковского района Владимирской области, Аргаяшский район Челябинской области.

[15] В частности, акционерного общества «ДОМ.РФ», публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), Ассоциации Деревянного Домостроения, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (в части реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (в части реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»).

[16] «Горьковский метод» строительства, принятый в 1957 году, предполагал возведение жилых домов небольшой этажности силами рабочих заводов и фабрик (постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1957 года № 931 «О развитии жилищного строительства в СССР»).

[17] В рамках молодежного жилого движения, получившего распространение в 1971-1991 годах, жилые дома строились силами будущих жильцов, преимущественно молодых специалистов (Положение о молодежном жилом комплексе (утверждено Госстроем СССР, Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР, Стройбанком СССР, Минжилкомхозом РСФСР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ 16 июня 1986 года № 35-Д).

[18] Правила предоставления субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 года № 2093.

[19] https://rosstat.gov.ru/folder/14458

[20] Определены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 108 «Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов»; в частности:

– военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе проходящие военную службу за пределами территории Российской Федерации;

– сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации;

– граждане, для которых работа в государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных организациях, государственных академиях наук, государственных учреждениях, входящих в структуру Российской академии наук, является основным местом работы.

[21] https://ДОМ.РФ/cooperatives/

[22] Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2012 года № 558.

[23] https://sozd.duma.gov.ru/bill/185240-7 , http://duma.gov.ru/news/13721/

[24] https://regulation.gov.ru/projects#npa=93098

[25] Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 1567.

[26] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1711.

[27] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 года № 805.

[28] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 года № 2093.